Система аттестации.

 

Принципы проведения  аттестации в Русском Джиу-Джитсу.

 

Система аттестации в Русском Джиу-джитсу осуществляется по принципам Будо и носит плановый характер. Аттестованы могут быть только официально зарегистрированные члены Международной Ассоциации Русского Джиу-Джитсу. При этом должны соблюдаться определённые требования и условия, теми кто аттестуется:

 

Первое, обязательное условие количество труда вложенного в тренировки. Этот показатель учитывается тренером, проводившим тренировку, и исчисляется в днях и часах;

Вторым, очень важным фактором, является качество выполненной работы. Качество оценивается по точности и правильности выполнения технических действий, перечисленных в разделе “Квалификационные нормативы”;

Третий показатель уровень физического совершенства, оценивающийся по способности выполнять упражнения, требующие силы и выносливости;

Четвёртый показатель Умение технически правильно, тактически грамотно проводить поединки до победного конца, т.е. овладение стратегией Русского Джиу-Джитсу.

 

Успехи, достигнутые учениками школы в спортивных соревнованиях, только косвенно учитываются при присвоении ученических и мастерских поясов (КЮ или ДАН). Как правило, ученикам школы не могут быть присвоены в аттестационном порядке пояса выше, чем на одну ступень.

Однако лица, вновь пришедшие в Международную Ассоциацию Русского Джиу-Джитсу и имеющие знания соответствующие “мастеру” или “кандидату в мастера” по другим видам единоборств, могут быть аттестованы на один из поясов сэмпая (старшего ученика), обычно не старше 1 – 2 кю (коричневого пояса).

 

Аттестация проводиться по трем направлениям:
- детская на Кю. (до 14 лет включительно);
взрослая на Кю. (все занимающиеся с 15 лет и старше);
мастерская на Дан. (мастерская аттестация от 18 лет и старше).

 

Инструкторский состав несёт персональную ответственность за качество подготовки учеников, представляемых для сдачи Аттестационных экзаменов.

Аттестация - присвоение квалификационных степеней, поясов в боевых искусствах.

Квалификационные степени, пояса делятся на технические и представительские.

1. Технические пояса присваиваются спортсменам в результате успешного прохождения ими аттестационных экзаменов, в соответствии с уровнем физической, технической и тактической подготовки. В исключительных случаях пояса присваиваются спортсменам показавшим лучшую технику на турнирах регионального, общероссийского и международного уровня.

2. Представительские, почётные пояса присваиваются квалификационной комиссией личностям, активно способствующим развитию боевых искусств. Руководителям организаций федераций боевых искусств и региональным представителям, меценатам, функционерам спорта и т.п.

 

Аттестация, что это такое?

Система аттестационных экзаменов на присвоение технических степеней, поясов представляет собой серию тестовых испытаний по физической подготовке, основной и дополнительной технической подготовке, и тактической боевой подготовке адептов боевых искусств.

Совокупность тестов, которые необходимо сдать удовлетворительно для присвоения спортсмену очередного пояса называется аттестационной программой.

Аттестационная программа на каждый пояс состоит из: допуска по физической подготовке, технического теста без партнёра, технического теста с партнёром, тактического боевого теста.

Цвет пояса указывает на уровень технического мастерства в боевых искусствах и соответствует аттестационной степени, которая присваивается адепту после успешного прохождения тестовых испытаний предусмотренных аттестационной программой.

Более высокой аттестационной степени соответствует:

Повышение требований к общей и специальной физической подготовке.

Усложнение технических элементов программы.

Улучшение качества исполнения отдельных приёмов и комбинаций.

Повышение боевого мастерства.

Система квалификационных экзаменов призвана помочь инструкторам воспитать всесторонне развитых, технически и тактически эрудированных спортсменов.

Зачем это нужно?

Большое количество занимающихся посещают учебно-тренировочные занятия по боевым искусствам, никогда не выступая (или выступая очень редко) на соревнованиях более-менее высокого ранга. Тем не менее, оценка технического уровня таких адептов представляется важной частью деятельности мира боевых искусств. Так же особенное внимание необходимо уделять ученикам начального уровня подготовки. От прочности усвоения ими базовых навыков в боевом искусстве, в первую очередь навыков защиты, зависит их спортивное долголетие и пролонгированный успех на чемпионатах различного уровня. Таким образом, первые 2-3 года обучения видятся наиболее значимыми для становления адепта боевых искусств. Именно на период подготовки и рассчитаны аттестационные программы начального уровня в боевых искусствах.

Такие программы позволяют более адекватно оценить технический уровень адепта, чем существующие сегодня разрядные нормативы, присвоение которых связано с победой на соревнованиях. Спортивный разряд показывает только уровень боевого мастерства спортсмена.

В традиционных видах спортивных единоборств – бокс, борьба, фехтование и т.п. – годовой план тренировочной работы составляется исходя из годового календаря соревнований, и разбит на периоды подготовки к турнирам различного ранга и периоды активного отдыха (восстановительные). Этот способ, безусловно, хорош для активно выступающих опытных спортсменов – профессионалов, для начинающих же спортсменов представляется целесообразным строить годовой план работы исходя из технических возможностей занимающихся, согласно с их уровнем подготовки.

Аттестационные программы является по сути контрольно-методической разработкой позволяющей инструктору отслеживать технический уровень своих воспитанников, формировать подгруппы занимающихся согласно цвету пояса, в соответствии с уровнем подготовки спортсменов строить учебный план занятий и т.д. Такие программы более всего необходима начинающим инструкторам, стиль работы и методические приёмы которых ещё только формируются. Вводя в программу подготовки адептов 1-3 года обучения занятия, ориентированные на требования аттестационной программы инструктор может значительно повысить уровень подготовки своих воспитанников и глубину усвоения ими учебного материала. Последовательное изучение атакующих и защитных техник в боевых искусствах от простого к сложному в виде логичной системы представлено в аттестационных программах.

Введение в годовой план тренировок квалификационных экзаменов - аттестаций способствует повышению мотивации занимающихся, увеличению интереса к занятиям.

Охватить всё богатство и разнообразие техник боевых искусств в полном объеме, без чрезмерного усложнения аттестационной программы не представляется возможным, поэтому в программах представлены только основные, наиболее часто встречающиеся на атакующие и защитные приёмы. То есть такие приёмы и действия, которые можно определить как базовые, стилеобразующие для боевых искусств как самостоятельного и самобытного вида спорта.

Таким образом, квалификационные программы рассчитаны на условного среднестатистического адепта, которому вменяется в обязанность в равной степени владеть ударами, как рук, так и ног, бросков и болевых воздействий, а так же разнообразной техникой защиты.

Безусловно, существует значительная сложность в стандартизации «правильных» техник боевых искусств в условиях прохождения ими аттестационного экзамена связанная с различиями в траекториях ударов принятых в том или ином клубе. В связи с этим аттестационные комиссии, при присвоении очередной степени адепту, должна руководствоваться, прежде всего, качеством исполнения приёмов и полноту усвоения материала соответствующей степени программы.